В ВКО в 2024 году зарегистрировали шесть дел, связанных с пытками людей "силовиками"
Порочная практика «выбивать» из подозреваемых признательные показания, «воспитывать» заключенных кулаками и устанавливать авторитет путем причинения физической и психологической боли еще встречается в силовых структурах Восточного Казахстана. Периодически в СМИ просачивается информация о пытках. Но это касается преимущественно громких судебных разбирательств.
Запытали до смерти
18 июня 2019 года в одной из колоний Усть-Каменогорска сотрудники исправительного учреждения ОВ-156/2 до смерти запытали заключенного Андрея Кондратенко. А после того как парень умер, его тело перенесли в камеру дисциплинарного изолятора и инсценировали самоубийство через повешение.
Благодаря вмешательству сестры погибшего — Ирины Никифоровой — дело получило огласку.
В результате в 2021 году семеро сотрудников колонии оказались на скамье подсудимых и были приговорены к лишению свободы.
А в ходе судебных разбирательств стало известно, что в упомянутой колонии это был вовсе не единичный случай. Служащие, ответственные за охрану и перевоспитание осужденных, на деле практиковали пытки и незаконное привлечение к труду. Так, суд обнародовал факты жестокого обращения с заключенными, вследствие чего последние вынуждены были глотать гвозди, чтобы во время избиений получить более тяжелые травмы. Таким образом люди, находящиеся в заключении, пытались привлечь внимание к своей проблеме.
В феврале 2022 года стало известно о том, что в ВКО трое задержанных во время январских событий (массовые беспорядки в январе 2022 года — прим. ред.) умерли в ИВС. Об этом в интервью одному из республиканских СМИ заявил начальник службы спецпрокуроров Генеральной прокуратуры РК Ризабек Ожаров. По его словам, в каждом из случаев имели место недозволенные методы дознания.
В июне 2023 года в одной из колоний региона полицейские пытали осужденных и снимали процесс на видео.
"В ходе расследования специальные прокуроры добыли бесспорные доказательства того, что под руководством экс-полицейского в учреждении применялись пытки к лицам, отбывающим уголовное наказание, — передавали республиканские СМИ со ссылкой на Генпрокуратуру. — В частности, установлено, что сотрудник полиции М. давал указания находившимся в зависимом положении другим осужденным применять пытки к фиктивно провинившимся. Осужденных наказывали за нарушения, которые не относились к нарушениям режима отбывания наказания. К примеру, за то, что осужденный был недостаточно хорошо побрит, либо он забыл имя и отчество сотрудников учреждения. Весь процесс пыток записывался на видеокамеру".
Организатора пыток осудили.
Перевели в цифры
В Восточном Казахстане регулярно регистрируют факты пыток. Но в текущем году общее количество подобных дел по сравнению с прошлым годом снизилось на 76 процентов. Так, с начала года зарегистрировано шесть таких фактов, а за аналогичный период 2023 года — 25, за весь же прошлый год их было 37.
Стоит отметить, не все жалобы и сообщения о пытках доходят до суда.
— Хочу остановиться на таком примере. В 2023 году рассматривалось дело в отношении подсудимой, которая убила своего сожителя, — рассказала судья Нургуль Жаксыбекова. — Она признала вину при задержании. Но, по ее словам, несмотря на это, сотрудник криминальной полиции начал избивать ее, требуя дать признательные показания. При выявлении таких фактов суд обязан вынести постановление, дабы эти факты проверили. Я вынесла постановление, однако нам пришел ответ с указанием того, что доводы, которые были заявлены подсудимой, не нашли подтверждения.
А если говорить о том, какая силовая структура больше других злоупотребляет своими возможностями, то стоит выделить полицию. Большая часть жалоб, связанных с пытками, в прошлом году пришлась на долю полицейских областного центра: управление полиции Усть-Каменогорска — 14 жалоб, Ульбинский отдел полиции — 10, Иртышский отдел полиции — 7, Левобережный отдел полиции — 2. Еще по одной жалобе поступило в отношении сотрудников департамента полиции ВКО и управления по борьбе с наркобизнесом ВКО.
Пытали жертв в служебных кабинетах (29 случаев), салоне авто (5), жилых и нежилых помещениях (2) и на улице (1).
Что касается характера пыток, то физическое и психологическое насилие по распространенности идут примерно на одном уровне.
Сосед по лестничной площадке
Генеральная прокуратура РК провела исследование и составила портрет среднестатистического «автора пыток». Это 30-летний мужчина, который состоит в браке. Как правило, он начальник в младших офицерских чинах или рядовой оперативный сотрудник. На момент трудоустройства в правоохранительные органы он имел среднее специальное или высшее заочное образование, а стаж службы при совершении преступления составлял около 10 лет.
Нельзя сказать, что данный портрет хоть чем-то примечателен. Такого мужчину можно встретить в магазине у дома, в школе на родительском собрании, во дворе и на лестничной клетке. И с первого взгляда вряд ли можно будеть опознать в нем истязателя.
Но что толкает его на этот шаг? По данным Генпрокуратуры, в 55 процентах случаев мотивацией является получение признательных показаний, в 28 процентах — желание наказать человека за неповиновение порядку в исправительных учреждениях. Соответственно, на все остальные причины приходится лишь 17 процентов.
Для чего в силовых структурах провели исследование и разработали этот портрет? Во-первых, чтобы понять, кто входит в группу риска. Во-вторых, чтобы понимать, каких сотрудников рискованно допускать на рабочие места, подразумевающие контакты с людьми. В-третьих, чтобы понять, как решать проблему.
В каждый угол по камере?
— Несмотря на отсутствие дел о пытках, направленных в суд, это не повод для самоуспокоения, так как шесть случаев все-таки были зарегистрированы, — заявили в Прокуратуре ВКО в ходе тематического брифинга. — Результаты расследования показали, что меры по предупреждению пыток не осуществляются на должном уровне.
Один из способов, который в регионе используют для недопущения подобных преступлений, — это видеофиксация. Областной департамент полиции и его подразделения укомплектованы камерами в количестве 1 965 единиц. Но камеры периодически выходят из строя, а сотрудники следственно-оперативных служб до сих пор не оснащены видеожетонами.
Кроме того, некоторые представители силовых структур относятся к повсеместной видеофиксации с непониманием и воспринимают ее негативно.
— Нужно донести до сведения сотрудников и избавить их от ошибочного представления, что видеофиксация направлена на закрепление противоправных действий должностного лица, — отмечают в прокуратуре. — Наоборот, она является незаменимым инструментом для утверждения законности своих действий и предотвращения клеветы и провокаций. Элементарное использование видеокамеры личного смартфона в момент нахождения задержанного вне поле зрения систем наблюдения позволяет избежать начала досудебного расследования по его жалобе.
К прочим мерам, которые могут повлиять на ситуацию, в ведомстве относят активизацию работы кадровой службы и психологов, разработку системы раннего выявления лиц с высоким риском применения пыток и других недозволенных методов работы, внезапные проверки служебных кабинетов и другое.
— Необходимо прекратить молчаливое поощрение агрессивного поведения сотрудника в коллективе со стороны как обычных коллег, так и руководства, — добавляют в областной прокуратуре.
В ведомстве акцентируют внимание на том, что проблему следует решать системно.
— Следует понимать, что привлечение к дисциплинарной ответственности рядовых сотрудников, совершивших вышеуказанные нарушения, не является панацеей, — заметили в прокуратуре. — Нужно максимально ужесточить дисциплинарную ответственность вплоть до освобождения от должности руководителя учреждения, в котором имели место пытки.
К слову, в опросе, который провела Генеральная прокуратура, 22 процента респондентов отметили, что безоговорочное увольнение руководителя, допустившего пытки, является серьезным сдерживающим фактором для повторения подобных случаев.
В тюрьмах Восточного Казахстана также установлены 67 электронных терминалов, благодаря которым заключенные могут самостоятельно подавать жалобы и обращения. Предполагается, что эта мера должна снизить вероятность пыток в исправительных учреждениях. Но, как сообщили в ДУИС ВКО, на текущий момент 16 терминалов находятся в неисправном состоянии.
Елизавета Седых