Газета Мой Город

В Усть-Каменогорске пишут контрольные даже больные дети

14 января 2023, 8:33
0
В Усть-Каменогорске пишут контрольные даже больные дети

Суммативные работы за раздел и за четверть — неотъемлемый признак школьной "обновлёнки". В конце четверти дети пишут СОРы и СОЧи практически по всем предметам. По правилам, если ребёнок заболел, конт­рольные работы должны откладываться до выздоровления. Но всегда ли соблюдается это правило? Допустимо ли оставлять на занятиях больного ребёнка и почему в школах не любят переносить СОРы и СОЧи, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Если ты болен

У десятилетней Сони на втором уроке внезапно разболелся живот. Девочка пожаловалась учительнице и позвонила маме, а потом отправилась к школьному врачу.

— Я на работе ждала звонка, чтобы забрать дочь, — рассказывает мама девочки Галина. — Соня не перезвонила. Я решила, что боль у неё прошла. Но ближе к концу занятий она всё же позвонила мне, я приехала и забрала её. Оказывается, врач не отпустила её, потому что надо было писать СОЧ по математике. И вот меня теперь интересует, можно ли так делать? И почему врача больше заботит вопрос о контрольной работе, а не о здоровье ребёнка?

К счастью для маленькой Сони, эта история для неё окончилась без нежелательных последствий. Оценка за конт­рольную была хорошей. И с организмом ничего серьёзного не произошло. Но оказалось, что эта история далеко не единичная. Родители учеников других школ Усть-Каменогорска рассказывают, что в конце четверти на занятия для написания СОРов и СОЧей вызывали детей, находящихся на больничном с диагнозом "ОРВИ".

— Заставлять больного ребёнка писать СОР или СОЧ недопустимо, так как в этот период мозговые процессы человека направлены на устранение симптомов болезни, а не на получение знаний, — комментирует руководитель управления образования ВКО Инесса Чернышева. — Согласно приказу министра образования и науки РК, обучающиеся, которые отсутствовали в день проведения суммативного оценивания по объективным причинам (по состоянию здоровья, в случае смерти близких родственников, в связи с участием в соревнованиях, конференциях, олимпиадах и конкурсах научных проектов всех уровней, в связи с неблагоприятными метеоусловиями), проходят суммативное оценивание по индивидуальному графику. При несдаче суммативной работы до окончания текущей четверти/полугодия обучающемуся выставляется в электронном журнале отметка "временно не аттестован" до получения положительной оценки суммативной работы. По итогам суммативной работы выставляется четвертная/полугодовая оценка.

Оказалось, кстати, что строгость в отношении маленькой Сони проявил даже не школьный врач. Как пояснили в управлении образования, в настоящее время в наших школах нет своих врачей, которые находились бы в учебном заведении постоянно и знали свой контингент. Теперь там работают приходящие медсёстры.

С точки зрения медицины

Взрослые часто и, признаться, не без оснований подозревают детей в том, что они симулируют недомогания, чтобы избежать школьных неприятностей. Во времена школьного детства все мы слышали, что существуют способы "нагонять" температуру на градуснике или добиваться того, чтобы горло покраснело. Неизвестно, впрочем, сколько правды скрывалось за этими "проверенными рецептами". Но вот медики считают, что едва ли стоит игнорировать жалобы ребёнка. В медицине существует такое понятие, как "психосоматика" — заболевания, вызванные психологическими факторами.

— Если ребёнок жалуется, тем более на боли в животе, это ни в коем случае нельзя игнорировать, — поясняет детский врач, основатель Центра матери и ребёнка в Усть-Каменогорске Рая Рахимова. — В каждой школе есть медицинский кабинет, где врач или фельдшер должен осмотреть заболевшего. Если у ребёнка болит живот, причин может быть множество. В первую очередь мы предполагаем хирургическое заболевание, которое может потребовать даже оперативного вмешательства. Может быть аппендицит, инвагинация кишечника (в просторечье заворот кишок), кишечная инфекция. Ребёнок может что-то проглотить и не сказать об этом. Даже если диагноз предположительный, ученика в таком случае лучше от занятий освободить. Не имеет значения, глобальная это причина или локальная, просто жидкий стул. Пресловутая "медвежья болезнь" — это как раз психосоматика. Реакция на стресс может быть всякая. Головная боль. Вздутие живота. Кому-то тяжело дышать. Кто-то может в обморок упасть. Реакция зависит от того, к чему ребёнок предрасположен. Нервная система у детей несовершенная, идёт её формирование. На состояние детей, особенно маленьких, надо обращать внимание. Организм — не машина. Заниматься, а тем более писать контрольную должны только здоровые дети.

Впрочем, врач подтверждает: бывает, что родители ребенка пытаются добиться освобождения от экзаменов по медицинским показаниям. В этом случае состояние здоровья ученика изучает ВКК, которая может выдать справку об освобождении, если заболевание действительно серь­ёзное. Но в экстренном случае, по мнению врача, ребёнка надо освобождать от занятий сразу. Недопустим также вызов на занятия детей с ОРВИ.

— Сейчас вирусная инфекция проходит у детей достаточно серь­ёзно, — комментирует Рая Рахимова. — В последнюю неделю 2022 года к нам в поликлинику обратились 43 ребёнка. Свиной грипп, к счастью, не подтвердился, зато в семи случаях обнаружился ковид. Но даже при обычной вирусной инфекции ребёнок несколько дней температурит, у него симптомы интоксикации. К тому же любая вирусная инфекция заразна. Ученик должен выздороветь и прийти со справкой от педиатра. Без этой справки учитель вообще не должен допускать его к занятиям. Это большое нарушение.

Случай случаю рознь?

И всё же, насколько часто в школах могут происходить подобные нарушения и почему педагоги идут на это вопреки существующим правилам аттестации и мнению врачей? Об этом мы поговорили с директором, завучем и психологом одной из школ Усть-Каменогорска.

— Эта практика может быть вызвана элементарно необходимостью сдавать отчёты в органы управления образованием, — высказывает мнение завуч. — Наличие временно не аттестованных не приветствуется. Потом придётся исправлять в электронном журнале. Вообще, я считаю, что перенос контрольных неудобен прежде всего ребёнку. Если он выздоровеет к концу четверти, когда проходят СОРы и СОЧи по всем предметам, он будет перегружен в три или четыре раза. Писать придётся после уроков. Если заболел в конце четверти, значит, придётся сдавать на каникулах. Проще написать вместе с классом. С переносом контрольных ещё надо подгадать, чтобы учитель был свободен. У нас в школе дети иногда сами приходят сдавать, чтобы не отстать от класса. Да, в современной системе есть определённые неудобства. Допустим, на СОР несколько человек не пришли. Дети же действительно болеют. У меня отдельная тетрадь, где я записываю, кто и что не написал. Приходится постоянно держать это в голове. Потом они должны прийти и сдать, составляются графики. Если у ученика мало формативных (текущих) оценок, он получит итоговую оценку ниже, чем тот, кто написал СОЧ с тем же количеством баллов, но накопил много "формативок" в четверти.

Впрочем, наши эксперты не отрицают, что увеличившееся в связи с "обновлёнкой" количество контрольных работ в конце четверти действительно может вызывать у детей стресс.

— По правилам в день у детей должно быть не более трёх СОРов и СОЧей, — поясняет директор. — При прежней системе не допускалось более двух конт­рольных работ в день. Сейчас практикуется даже, чтобы все СОРы и СОЧи закончились за несколько дней до конца четверти, чтобы спокойно выставить оценки. Сейчас дети уже привыкли, что есть критерии, по которым их будут оценивать. Они спрашивают, из чего будут состоять баллы за работу. Мы им говорим об этом заранее. Наши ученики сами высчитывают, сколько баллов им не хватает до пятёрки, и просят их спросить, чтобы получить формативную оценку. В начале каждой четверти мы отправляем детям график предстоящих СОРов и СОЧей. Они знают, какого числа и какая проверка их ждет, и сами планируют. Это делается специально, чтобы избежать перегрузки, распределить контрольные по дням. График доступен и родителям.

Наши эксперты высказали своё мнение о том, насколько часто дети пытаются уклониться от контрольных работ, симулируя недомогание. Или они действительно заболевают перед проверкой знаний?

— А кто это измеряет? — комментирует школьный психолог. — Чтобы отличить психосоматику от симуляции, нужны медицинские обследования. Но дети сами говорят, когда отмечаешь отсутствующих: "У нас сегодня СОР, так что он срочно заболел". Но, на мой взгляд, такие случаи всё же единичны. Психосоматическая реакция на стресс встречается, на мой взгляд, чаще. И живот может болеть, и тошнить может, у кого-то голова разболится. Особенно у маленьких детей.

— У меня сейчас учится девочка, — рассказывает завуч. — Как конец четверти, так она обязательно заболевает. Несколько лет назад был такой ученик. Мне приходилось даже хитрить и не говорить, когда контрольная будет, чтобы он на ней был. Учитель, не отпуская ребёнка, предполагает, что он симулирует. Если такое не в первый раз, то это вполне возможно. Думаю, что сейчас СОРы и СОЧи уже не вызывают такого страха, как несколько лет назад.

— Но есть момент усталости, — высказывает мнение директор. — Особенно в конце четверти. У нас в школе есть анонимный паблик. Весной дети там писали: "Не ставьте, пожалуйста, так много СОРов и СОЧей! Мы устали". Раньше контрольные работы постоянно проводились по русскому языку и математике. А сейчас контроль проводится по всем предметам.

Участники нашего импровизированного педсовета сошлись во мнении, что при нынешней системе выставления четвертных оценок избегать СОРов и СОЧей, симулируя болезнь, не имеет смысла.

— При существующей системе оценивания избегание не выгодно, — считает психолог. — Всё равно придётся потом писать. Если есть такая тактика — значит, страх перед контрольной перевешивает выгоду. Есть дети, которые даже в 11 классе жалуются, что боятся СОРов и СОЧей. Ребенок их кучу написал, он учит — и всё равно теряется на контрольной. Учителя это знают. Бывают такие дети, которые на уроках отвечают хорошо, но СОРы и СОЧи пишут значительно хуже. Их пугает процедура. У современных детей высокая тревожность. Сейчас у детей есть доступ к популярной литературе. Они ко мне приходят, уже выставив себе диагнозы: "У меня паническая атака!" Я такие диагнозы даже подтверждать не буду. Для этого есть психоневрологический диспансер. Иногда начитаются и сами себя накручивать начинают.

— Возможно, те, кто срочно заболевает, надеются, что у них будет тот же текст контрольной работы, — высказывает предположение завуч. — Товарищи сфотографируют задания, он их решит и спишет. Это напрасная надежда. У учителя всегда есть второй вариант заданий. Или думают, что учитель пришлёт им задание, чтобы они выполнили их дистанционно. Это проще, конечно. Рассчитывают выгадать лишнее время на подготовку.

Наши собеседники подтвердили, что состояние здоровья ребёнка неминуемо сказывается на качестве выполненной работы. Больной ребёнок пишет хуже, чем здоровый. По мнению педагогов, к вопросу о том, следует ли отстранять заболевших и переносить им контрольные работы на другое время, надо подходить строго индивидуально. Кто-то настолько переживает, что предпочитает прийти и сдать, невзирая на состояние здоровья, чтобы над ним не висела необходимость "отрабатывать". А кому-то удобнее писать работу в одиночестве, не отвлекаясь на товарищей. И он может даже пойти на хитрость, чтобы сдавать СОР или СОЧ по индивидуальному графику.

Очевидно, что существует и практика уклонения школьников от контрольных работ, и борьба педагогов с ней. И всё же существует установленный порядок, определённый правилами аттестации. Ведь у ребёнка может оказаться серьёзное заболевание, угрожающее его здоровью и даже жизни. В этом случае всю полноту ответственности несёт руководитель образовательного учреждения.

Ирина Плотникова